Музей Санкт- Петербурга один из самых любимых. Особенно корпус Бенуа. Впервые оказалась здесь в далёком 1995 году и всегда испытываю трепет от встречи с любимыми русскими художниками и их бессмертными произведениями искусства. В этот раз я заново открыла для себя творчество русского и советского художника-символиста, писателя и публициста Кузьмы Петрова-Водкина. Меня просто потрясла картина " Богоматерь. Умиление злых сердец", написанная в 1914-1915 г.г. во время Первой Мировой войны. Я не могла оторвать глаз от облика Богоматери и сюжетной линии, едва обозначенной в её нимбе, выделенной особым художественным приёмом. Там и раскаяние каждого из нас, предстоящего у распятого Христа и милосердие всепрощения , выраженное в фигуре Богоматери с младенцем. Кузьму Петрова-Водкина, художника, творившего на стыке двух эпох, современники называли «древнерусским иконописцем, волею случая попавшим в будущее». Полотна живописца не только отражали настоящее, но и пророчили грядущее. В 1910-х — начале 1920-х годов Петров-Водкин разработал собственную теорию живописи и особые творческие приемы: «сферическую перспективу» ― метод изображения объектов, который давал ощущение шарообразной поверхности, и «трехцветие» ― использование красного, синего и желтого цветов. "На холме, когда падал я наземь, предо мной мелькнуло совершенно новое впечатление от пейзажа… Я увидел землю, как планету… Очертя глазами весь горизонт, воспринимая его целиком, я оказался на отрезке шара, причем шара полого, с обратной вогнутостью, — я очутился как бы в чаше, накрытой трехчетвертьшарием небесного свода. Неожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня…" Из книги Кузьмы Петрова-Водкин «Пространство Евклида» Его творчество объединяло в себе величественную монументальность классики и эмоциональность авангарда. Одаренный художник стал открытием, иконой, на него возлагали огромные надежды, он приобрел известность в обеих столицах. К этому времени полностью сформировался неповторимый стиль мастера. Октябрьскую революцию и масштабные перемены в стране живописец воспринял как долгожданное обновление. Он вошел в состав Петроградского совета по делам искусств, который возглавил писатель Максим Горький. Со следующего года живописец стал профессором в Академии художеств, которую тогда же преобразовали в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские. Там Петров-Водкин преподавал около 15 лет.  К 10-летнему юбилею Красной армии Кузьма Петров-Водкин написал картину «Смерть комиссара» 1928 г. В картине поднимается тема самопожертвования ради светлого завтра. На переднем плане он изобразил раненого мужчину в комиссарской форме, которому не дает упасть на землю его ординарец, на заднем плане ― подстреленного солдата и его уходящих однополчан. Полотно признали шедевром выставки Ассоциации художников революционной России. «Черемуха в стакане» 1932 г. — необычный ракурс. Коробок спичек и нехватка чашки с чаем свидетельствуют о незримом присутствии автора. Также моё внимание привлекла картина «1919 год. Тревога» 1934 г — атмосфера накалена, в воздухе словно витает ожидание чего-то ужасного. Хотя она описывала момент взятие города белогвардейцами. Но всё же... Было и в ней много пророческого. Поклонники творчества Петрова-Водкина верили в его дар предсказания. Ещё в далёком 1918-м он представил натюрморт под названием «Селедка». Поднявшим его на смех за тривиальность сюжета художник хмуро ответил, что изображенное на полотне – паек блокадного времени. До страшных событий в Ленинграде оставалось 23 года... В 1939 году 15 февраля от туберкулёза оборвалась жизнь художника, но он остался в истории искусства как великий мастер, нашедший точку пересечения новаторства и академизма. "Раз искусство не забава и не развлечение, а способ ясновидения, способ высшей беседы с природой, то в нём должна быть змеиная мудрость ремесла, прежде всего, должна быть борьба до последних возможностей – за выразительность и ясность образа..." Кузьма Петров-Водкин

Теги других блогов: художники музей Санкт-Петербург